Музей наивного искусства представил выставку хлудневской игрушки из собрания Музея традиционного искусства народов мира. Было выставлено более 80 игрушек, созданных разными мастерицами на самые разнообразные сюжеты. Хлудневские изделия, эклектичные и во многом нетрадиционные, сохраняют при этом многие архаические элементы, и это удивительное сочетание черт придаёт игрушкам неординарность и поэтичность.
Место рождения промысла – деревня Хлуднево (Калужская область, Думиничский район), в первой половине XX в. являвшаяся крупным региональным центром гончарного производства. С 1960-х годов изготовление посуды резко сократилось, однако игрушки создавались и позднее. В последней трети XX в. город становится основным потребителем деревенского искусства, и в продукции народных мастеров (в этот период игрушку лепили более десяти мастериц) всё ярче проявляется личность автора. До тех пор, пока производство изделий, сам промысел не оторвался от естественной среды – деревни, – его традиционные черты сохраняются, но постоянно дополняются новыми, индивидуальными, характерными для конкретного мастера. Степень проявления этой индивидуальности может проследить каждый посетитель выставки, сравнивая игрушки А.Ф. и К.П. Трифоновых и Е.Д. Манушичевой, К.А. Тасенковой и М.В. Самошенковой.
История хлудневской игрушки как самостоятельного вида творчества берёт своё начало в середине-конце XIX в. О давности существования игрушечного промысла говорит обилие названий для глиняных фигурок: соловьи, свистухи, свистульки, свистуны, гудухи, сопелки, грематухи. Игрушки продавали на соседних ярмарках, нередко меняли на сельскохозяйственные продукты. В хлудневских изделиях представлены все традиционные образы русской глиняной игрушки: конь и всадник, корова и бык, баран и овца, коза и козёл, олень-лось, медведь, множество разных птиц. Многочисленны изображения людей: бабы с детьми на руках, с птицей, собачкой или цветком, часто – в костюмах древнего происхождения. Часты и растительные сюжеты – прекрасные лепные деревья с птицами, цветами и животными. Только для хлудневской игрушки характерен загадочный образ Рогаля – странного, похожего на чёртика существа. Чаще всего Рогаль изображается на руках у бабы и представляет собой, по-видимому, нечто вроде домового.
Большинство из представленных на выставке игрушек созданы в 1980-е годы – в это время игрушка, сохраняя свою фольклорную основу, начинает выходить за её пределы. Былая анонимность мастера сменяется подчёркиванием индивидуальности, стремлением к монументальности фигурок. Этот процесс можно назвать ранним этапом формирования искусства примитива – типа культуры, взаимодействующего и с непрофессиональным фольклором, и с учёно-артистическим профессионализмом.