Пока что у нас не работает онлайн–магазин :( Но вы можете заполнить форму ниже и мы свяжемся с вами, чтобы обсудить варианты получения товара :)
В дни работы выставок
ЛЕКТОРИЙ
в галерее Традарт
БИЛЕты на лекции
Входной билет
Для всех посетителей, кроме льготных категорий
₽250*
Льготный входной билет
Льгота распространяется на школьников, студентов дневных отделений ВУЗов и пенсионеров. Цена действительна при предъявлении подтверждающего документа
₽150*
Покупая билет на лекцию, вы дополнительно получаете возможность ознакомиться с действующей экспозицией выставки до начала лекции. Ждём вас!
* онлайн-сервисом Таймпад дополнительно взимается сервисный сбор в размере 5%
ЛЕКЦИИ к вЫСТАВКЕ нАРОДНОЙ жИВОПИСИ "мАДХУБАНИ" индия. штат бихар
Дата;Время;Тема лекции;Лектор;
16.02.2024;18:30;Российские открытия Индии link=#popup:vanina_1;Ванина Евгения Юрьевна link=#popup:vanina;Смотреть button=https://youtu.be/Hcbf3i2Ur5s
23.02.2024;19:00;Айодхья небесная и земная: место рождения Рамы в поэзии, истории и политике link=#popup:demchenko_1;Демченко Максим Борисович link=#popup:demchenko;Смотреть button=https://youtu.be/L4tSZ_caXUY
01.03.2024;19:00;Будда и пудинг: как британские инженеры и торговцы занимались археологией в Индии и разбудили первых националистов link=#popup:korotchikova_1;Коротчикова Полина Викторовна link=#popup:korotchikova;Смотреть button=https://youtu.be/nKG5_sk3nsw
15.03.2024;19:00;Классический индийский танец: история и современность link=#popup:butyrskaya_1;Бутырская Наталия Николаевна link=#popup:butyrskaya;Смотреть button=https://youtu.be/xcGcknrdBr4
22.03.2024;19:00;Картины, нарисованные на стене. Мифы, обряды и обычаи в народном искусстве Индии link=#popup:ryzhakova_1;Рыжакова Светлана Игоревна link=#popup:ryzhakova;Смотреть button=https://youtu.be/Pc3JWuRWvfk
29.03.2024;19:00;Образы меняющегося мира. Индийские рисунки калигхат link=#popup:novikova_1;Новикова Варвара Сергеевна link=#popup:novikova;Смотреть button=https://youtu.be/KhmlN-NtOWA
01.04.2024 Понедельник!;19:00;Где мои махараджи? Украшения Индии сквозь века link=#popup:vesyolaya_1;Веселая Елена link=#popup:vesyolaya
05.04.2024;19:00;Индийский авангард: ключевые направления link=#popup:kuzina_1;Кузина Елизавета Олеговна link=#popup:kuzina;Смотреть button=https://youtu.be/CHTiv6OAPoI
06.04.2024 Суббота!;16:00;Боги, приходящие в мир. Проявление священного в изобразительном и танцевальном искусстве Индии link=#popup:ryzhakova_2;Рыжакова Светлана Игоревна link=#popup:ryzhakova
12.04.2024;19:00;Княжеская Индия в XIX-XX веках link=#popup:spektor_1;Спектор Илья Борисович link=#popup:spektor;Смотреть button=https://youtu.be/TOWTqckuzkQ
19.04.2024;19:00;Индийское кино: развенчиваем мифы и стереотипы link=#popup:scherbak_1;Щербак Мария Борисовна link=#popup:scherbak;Смотреть button=https://youtu.be/lMP-8EdwERg
24.04.2024 Среда!;19:00;Маска, личность, движение: оживающие герои индийских мифов и сказаний link=#popup:ryzhakova_3;Рыжакова Светлана, Водопьянова Александра link=#popup:ryzhakova_vodopyanova
26.04.2024;19:00;Иллюстрация, карикатура, комикс: истории со страниц индийских печатных изданий link=#popup:dubyanskaya_1;Дубянская Татьяна Александровна link=#popup:dubyanskaya
Дата;16.02.2024
Время;18:30
Тема лекции;Российские открытия Индии link=#popup:vanina_1
Лектор;Ванина Евгения Юрьевна link=#popup:vanina
Видео;Смотреть button=https://youtu.be/Hcbf3i2Ur5s
Дата;23.02.2024
Время;19:00
Тема лекции;Айодхья небесная и земная: место рождения Рамы в поэзии, истории и политике link=#popup:demchenko_1
Лектор;Демченко Максим Борисович link=#popup:demchenko
Видео;Смотреть button=https://youtu.be/L4tSZ_caXUY
Дата;01.03.2024
Время;19:00
Тема лекции;Будда и пудинг: как британские инженеры и торговцы занимались археологией в Индии и разбудили первых националистов link=#popup:korotchikova_1
Лектор;Коротчикова Полина Викторовна link=#popup:korotchikova
Видео;Смотреть button=https://youtu.be/nKG5_sk3nsw
Дата;15.03.2024
Время;19:00
Тема лекции;Классический индийский танец: история и современность link=#popup:butyrskaya_1
Лектор;Бутырская Наталия Николаевна link=#popup:butyrskaya
Видео;Смотреть button=https://youtu.be/xcGcknrdBr4
Дата;22.03.2024
Время;19:00
Тема лекции;Картины, нарисованные на стене. Мифы, обряды и обычаи в народном искусстве Индии link=#popup:ryzhakova_1
Лектор;Рыжакова Светлана Игоревна link=#popup:ryzhakova
Видео;Смотреть button=https://youtu.be/Pc3JWuRWvfk
Дата;01.04.2024 Понедельник!
Время;19:00
Тема лекции;Где мои махараджи? Украшения Индии сквозь века link=#popup:vesyolaya_1
Лектор;Веселая Елена link=#popup:vesyolaya
Дата;06.04.2024 Суббота!
Время;16:00
Тема лекции;Боги, приходящие в мир. Проявление священного в изобразительном и танцевальном искусстве Индии link=#popup:ryzhakova_2
Лектор;Рыжакова Светлана Игоревна link=#popup:ryzhakova
Дата;12.04.2024
Время;19:00
Тема лекции;Княжеская Индия в XIX-XX веках link=#popup:spektor_1
Лектор;Спектор Илья Борисович link=#popup:spektor
Видео;Смотреть button=https://youtu.be/TOWTqckuzkQ
Дата;19.04.2024
Время;19:00
Тема лекции;Индийское кино: развенчиваем мифы и стереотипы link=#popup:scherbak_1
Лектор;Щербак Мария Борисовна link=#popup:scherbak
Видео;Смотреть button=https://youtu.be/lMP-8EdwERg
Дата;24.04.2024 Среда!
Время;19:00
Тема лекции;Маска, личность, движение: оживающие герои индийских мифов и сказаний link=#popup:ryzhakova_3
Лектор;Рыжакова Светлана, Водопьянова Александра link=#popup:ryzhakova_vodopyanova
Дата;26.04.2024
Время;19:00
Тема лекции;Иллюстрация, карикатура, комикс: истории со страниц индийских печатных изданий link=#popup:dubyanskaya_1
Лектор;Дубянская Татьяна Александровна link=#popup:dubyanskaya
ЛЕКЦИи к выставке живописи и скульптуры из Танзании «ТИНГАТИНГА: весело и страшно»
Дата;Тема лекции;Лектор;Видео
22.09.2023;Живопись тингатинга – классика, традиции и современность Танзании link=#popup:stroganova_1;Строганова Елена Александровна link=#popup:stroganova;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=OgfOZusc2AM
29.09.2023;Black art matters или Век африканского искусства наступил link=#popup:svetlyakov_1;Светляков Кирилл Александрович link=#popup:svetlyakov;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=aXH46W1lXS8
06.10.2023;Масаи Нгоронгоро: традиционность и трансформации в современном мире link=#popup:butovskaya_1;Бутовская Марина Львовна link=#popup:butovskaya;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=xBY0VLQoTr8
27.10.2023;Сложение живописных школ на африканском континенте link=#popup:vanyukova_1;Ванюкова Дарья Владимировна link=#popup:vanyukova;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=FPbXVLz9tyQ
03.11.2023;Танзания: страна тингатинга. Впечатления этнолога и историка link=#popup:bondarenko_1;Бондаренко Дмитрий Михайлович link=#popup:bondarenko;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=R6hkAMAdpwc
17.11.2023;Что африканистское искусствознание изучало 100 лет? link=#popup:kucenkov_1;Куценков Петр Анатольевич link=#popup:kucenkov;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=YrVdC16ASAI
24.11.2023;ШЕТАНИ: вездесущие духи, жанр современной скульптуры, персонажи картин школы Тингатинга link=#popup:siim_1;Сиим (Москвитина) Анна Юрьевна link=#popup:siim;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=lL1do3wX3Is
01.12.2023;Искусство Африки как мост из прошлого в настоящее. Размышления о людях, образах и времени link=#popup:zdanevich_1;Зданевич Александр Сергеевич link=#popup:zdanevich;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=NrbmO1LKhgk
22.12.2023;Тингатинга: весело и страшно (режиссёрская версия) link=#popup:belov_1;Белов Сергей Вадимович link=#popup:belov;Смотреть button=https://youtu.be/-gVXmPdQ_RE
Дата;22.10.2023
Тема лекции;Живопись тингатинга – классика, традиции и современность Танзании link=#popup:stroganova_1
Лектор;Строганова Елена Александровна link=#popup:stroganova
Видео;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=OgfOZusc2AM
Дата;29.09.2023
Тема лекции;Black art matters или Век африканского искусства наступил link=#popup:svetlyakov_1
Лектор;Светляков Кирилл Александрович link=#popup:svetlyakov
Видео;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=aXH46W1lXS8
Дата;06.10.2023;
Тема лекции;Масаи Нгоронгоро: традиционность и трансформации в современном мире link=#popup:butovskaya_1;
Лектор;Бутовская Марина Львовна link=#popup:butovskaya;
Видео;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=xBY0VLQoTr8
Дата;27.10.2023;
Тема лекции;Сложение живописных школ на африканском континенте link=#popup:vanyukova_1;
Лектор;Ванюкова Дарья Владимировна link=#popup:vanyukova;
Видео;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=FPbXVLz9tyQ
Дата;03.11.2023;
Тема лекции;Танзания: страна тингатинга. Впечатления этнолога и историка link=#popup:bondarenko_1;
Лектор;Бондаренко Дмитрий Михайлович link=#popup:bondarenko;
Видео;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=R6hkAMAdpwc
Дата;24.11.2023;
Тема лекции;ШЕТАНИ: вездесущие духи, жанр современной скульптуры, персонажи картин школы Тингатинга link=#popup:siim_1;
Лектор;Сиим (Москвитина) Анна Юрьевна link=#popup:siim;
Видео;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=lL1do3wX3Is
Дата;01.12.2023;
Тема лекции;Искусство Африки как мост из прошлого в настоящее. Размышления о людях, образах и времени link=#popup:zdanevich_1;
Лектор;Зданевич Александр Сергеевич link=#popup:zdanevich;
Видео;Смотреть button=https://www.youtube.com/watch?v=NrbmO1LKhgk
Дата;22.12.2023;
Тема лекции;Тингатинга: весело и страшно (режиссёрская версия) link=#popup:belov_1;
Лектор;Белов Сергей Вадимович link=#popup:belov;
Видео;Смотреть button=https://youtu.be/-gVXmPdQ_RE
Ванина Евгения Юрьевна
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.
Российские открытия Индии
Увлекательные истории о русских путешественниках, дипломатах, разведчиках, ученых и художниках, которые открывали для себя Индию и рассказывали нам о ней — воображаемой и реальной.
Демченко Максим Борисович
Доцент кафедры восточных языков МГЛУ, переводчик поэзии Тулсидаса, Малукдаса, Югалананьи и других поэтов-рамаитов c языков авадхи и хинди. Последние 15 лет ежегодно бывая в Айодхье, изучает её историю, религию, культуру, поэзию и фольклор. Преподаёт хинди и индийские религии в ряде университетов Москвы, а также регулярно читает лекции в университетах Индии. Автор сборника переводов средневековой индийской поэзии и философской прозы «Пушп-ватика. Цветущий сад поэзии» (Сп-б, 2020).
Айодхья небесная и земная: место рождения Рамы в поэзии, истории и политике
22 января 2024 года премьер-министр Индии Нарендра Моди открыл в городе Айодхья храм Рамы. Событие широко освещалось в Индии и за рубежом, в Айодхью, которая ещё недавно была маленьким провинциальным городком, съехались десятки тысяч индуистских гуру, политических деятелей, известных актёров и музыкантов. Всё дело в том, что, по мнению индусов, именно здесь находилось место рождения главного героя эпоса «Рамаяна» и одного из самых почитаемых богов индуизма — Рамы. 500 лет назад могольский полководец Мир Баки именно в этом месте построил мечеть в честь своего императора Бабура, а в 1992 году её разрушили индуистские активисты. До 2019 года место рождения Рамы было предметом судебных тяжб и конфликтов между индуистским и мусульманским сообществами, и вот, по инициативе правительства Индии, Рама снова воцарился в Айодхье. На лекции мы проследим историю Айодхьи с эпических времён до наших дней, почитаем отрывки из средневековой поэзии, в которой город — прежде всего, место романтических развлечений влюблённой юной пары Ситы и Рамы, поговорим о мистическом и духовном значении этого места, где, по преданию, завеса между нашим миром и сферой богов настолько тонка, что чуткий наблюдатель может приоткрыть её своим внутренним взором.
Коротчикова Полина Викторовна
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного музея Востока, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, доцент МГАХИ им. В. И. Сурикова.
Будда и пудинг: как британские инженеры и торговцы занимались археологией в Индии и разбудили первых националистов
Среди первых исследователей индийского искусства были военные инженеры, бизнесмены, геодеизисты, и никто из них не приходил в восхищение от предмета изучения. Индийские божества виделись «монстрами», пуританское воспитание шло вразрез с изображениями полногрудных красавиц; привычные представления о сдержанной античной красоте рассыпались под натиском неожиданных образов: многоруких, миксаморфных, непонятных. Многое было сделано: в 1861 появилась Археологическая служба Индии, были найдены, описаны, обмеряны сотни храмов и монастырей; к началу XX в. появился целый ряд монографий по искусству. Но строгие оценки и резкие суждения авторов вызвали к жизни нового змия: первых индологов-индийцев, которые с яростью бросились защищать национальное наследие от ориенталистских ярлыков. На лекции понаблюдаем за этим неспокойным, иногда почти анекдотическим процессом. Ну и разберемся, откуда взялся пудинг.
Бутырская Наталия Николаевна
Исполнительница танца бхаратанатьям (гуру — шримати Минакши Читаранджан, г. Ченнаи) востоковед-индолог выпускница кафедры индийской филологии ИСАА МГУ преподаватель тамильского языка онлайн автор телеграм-канала Mukhari.
Классический индийский танец: история и современность
Многообразное и вездесущее древнее танцевальное искусство Индии в каждую эпоху приобретает новые формы, не теряя связи с прошлым. В XX веке в Индии, провозгласившей «единство в разнообразии» принципом своей культуры, сформировались стили классического танца как сплав наследия санскритской театральной теории, региональных культурных особенностей и новых веяний времени. Мы рассмотрим это явление на примере южноиндийского классического стиля бхаратанатьям.
Рыжакова Светлана Игоревна
Этнограф, культурный антрополог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН, Москва; член Индийского антропологического общества. Персональный сайт
Рыжакова Светлана Этнограф, культурный антрополог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН, Москва; исполнительница индийского танцевального стиля Катхак.
Водопьянова Александра Исполнительница, преподаватель и хореограф индийского классического танца стилей Мохиниаттам и Чхау, руководитель школы-студии «Ласья Калакари» при Культурном центре им. Дж. Неру, Посольство Индии в Москве; член Фонда изучения культурного наследия Индии «Нритья-Сабха».
Картины, нарисованные на стене. Мифы, обряды и обычаи в народном искусстве Индии
Среди множества традиционных ремесел Индии особенно интересна живопись на стенах жилых домов, распространенная среди ряда народов, в частности, в штатах Бихар, Джаркханд, Чхаттисгарх, а также Гуджарат, Мадхья-Прадеш и др. Речь идет, прежде всего, о саманных крестьянских домах, стены которых покрытых смесью глины, коровьего навоза и измельченного сена, и требуют регулярного подновления. Как правило, этим занимаются женщины, хотя известны и традиции, где это делают мужчины. На влажную поверхность стен нередко наносятся рисунки, в которых отражены мифы, обряды, повседневная культура. На лекции мы расскажем о нескольких подобных традициях, получивших ныне названия мадхубани, кховар, сохраи, а также о живописных культурах у народов варли, ратхвов и гондов-пардханов. Разберемся в их названиях, содержании и назначении. Поговорим о том, как они связаны с фольклором, с мифами и обрядами практикующих это искусство народов. Узнаем, как они менялись с течением времени, как впитывали в себя новые элементы, как преобразовывались и выходили на рынок, становясь художественными артефактами и обретая новые формы существования.
Боги, приходящие в мир Проявление священного в изобразительном и танцевальном искусстве Индии
Одна из главных задач искусства мадхубани, как и многих других подобных изобразительных традиций Индии, это создание условий для привлечения богов, приглашение их в дом, снискание их благоволения и получение благословения. Многообразные и тесные связи между миром людей и миром богов отражены и в фольклоре и литературе, и в изобразительном искусстве, и в исполнительских формах. Во всех жанрах индийского классического танца боги и богини представляются на сцене, и грань между изображением и воплощением священного начала очень тонкая и зыбкая. Однако наиболее ярко образы богов представлены в ритуальном театре, и прежде всего в таких традициях как раслила, рамлила, падаяни, мудиетту, тейям и мн.др. Кола — «облик», «форма», так в южноиндийском языке тулу называют красочный обряд почитания местных богов, в ходе которого боги входят в тела медиумов и общаются со всеми собравшимися людьми. Кола, или колам — так же называют рисунок, изображающий священное начало, и прежде всего богиню Бхагавати. Во время священнодействия происходит их слияние: видимые формы обретают звучание и движение, так начинается театр. С помощью индийской танцевальной эстетики Светлана Рыжакова представит образы богов и богинь, известных в живописи мадхубани, и расскажет о некоторых важнейших особенностях и способах появления богов в мире людей. Затем зрителям будет представлена первая серия этнографического фильма Светланы Рыжаковой «Дайварадхане: почитание богов и ритуальный театр Южной Индии» (2022, 49:30).
Маска, личность, движение: оживающие герои индийских мифов и сказаний
В индийском танцевальном стиле Чхау традиции Серайкелы лица танцоров закрыты масками: перед зрителями являются персонажи разыгрываемых историй, как боги, герои, так и обычные люди и животные. Маски — кладезь возможностей: по словам мастера Чхау, Кедар Натха Саху, только с ней для него начинается истинное искусство, танец же без маски — только лишь упражнение, подготовительное действо. Маска несет в себе много смыслов, оказывается условием для особенного проникновения в личность персонажа, создает новое качество движения, порождает иное осознание всего исполнительского действа. На сегодняшнем вечере Светлана Рыжакова и Александра Водопьянова представят сюжеты и истории индийских мифов и сказаний в их пластических образах и танцевальных вариациях. Находясь в музейном пространстве, зрители увидят, как оживают герои картин мадхубани. Внимательно наблюдая за движением персонажей, мы совершим путешествие в глубины той жизни, которая изображена на холсте, переживем и узнаем сокрытые в ней истории, чувства и житейские мелочи.
Новикова Варвара Сергеевна
Искусствовед, куратор, заместитель заведующего Отделом организации выставок ГМИИ им. А. С. Пушкина. Много лет занимается изучением коллекции индийского рисунка калигхат в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Образы меняющегося мира. Индийские рисунки калигхат
В начале XIX века у храма Калигхат в Калькутте рождается одноименный вид народного рисунка. Искусство калигхата становится отражением меняющейся городской среды и времени, когда на смену тысячелетним традициям приходят новые. Художники калигхата обращаются к волнующим общество темам пробуждающейся индийской нации. На лекции мы поговорим о том, как калигхат сочетает в себе традиционные черты и вместе с тем становится отражением современных процессов, происходящих в обществе на пороге XX века. Мы также познакомимся с работами современных художников, обращающихся к калигхату сегодня, и увидим, как традиция трансформируется и продолжает жить в наше время.
Весёлая Елена
Журналист, писатель, эксперт в области ювелирного искусства, главный редактор ежегодного каталога Jewellery, автор книг, ювелирных курсов
Украшения Индии сквозь века
Где мои махараджи?
Индия — одна из немногих стран мира, где традиция национального ювелирного искусства хранится не в музеях, а живет. О том, как и кто носит индийские украшения сегодня, кто является главной клиенткой одного из самых дорогих ювелиров в мире и кому принадлежит крупнейшая коллекция индийских сокровищ расскажем на лекции.
Кузина Елизавета Олеговна
Исследовательница индийского искусства XX века. Ассоциация искусствоведов, Государственный институт искусствознания (сектор искусства стран Азии и Африки).
Индийский авангард: ключевые направления
Не все знают, что в Индии есть свой авангард, самобытное секулярное абстрактное и фигуративное искусство. На лекции мы поговорим о ключевых авангардных направлениях, о том, какими традициями они подпитывались, о главных художниках, о трендах, зародившихся в Индии и получивших развитие в современном искусстве Европы, Америки и России.
Спектор Илья Борисович
к. и. н., старший научный сотрудник ИСАА МГУ, автор тг-канала "Пробковый шлем".
Княжеская Индия в XIX—XX веках
Про индийские княжества британского периода зачастую мало знают даже люди, интересующиеся Индией. Загадочные махараджи, правящие застывшими в средневековье княжествами где-то в далеких джунглях — такие картины любили рисовать одновременно и британские журналисты, и сторонники Индийского национального конгресса. На самом деле всё было гораздо сложнее, каждое из почти шести сотен княжеств было по своему уникально — многие из них были центрами модернизации и одновременно хранителями культурных традиций. Мы поговорим о том, как проходила повседневная жизнь махараджей, как они встретили индийскую независимость и как потомки княжеских семей живут в XXI веке.
Щербак Мария Борисовна
Младший научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН.
Индийское кино: развенчиваем мифы и стереотипы
Какие ассоциации у вас возникают при словосочетании «индийское кино»? Чаще всего это волшебный, красочный мир восточной сказки, где бедные и богатые влюбляются друг в друга, добро побеждает зло, все поют и танцуют. Однако за свою более чем столетнюю историю индийский кинематограф прошел долгий путь развития от экранизаций индийского эпоса до многомиллионной киноиндустрии под названием Болливуд. О направлениях, жанрах, героях и предпосылках развития индийского кинематографа поговорим на нашей лекции.
Дубянская Татьяна Александровна
Индолог, специалист по литературе колониальной и современной Индии, преподает в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ. Автор телеграм-канала «Девять рас: Индия, языки, культура».
Иллюстрация, карикатура, комикс: истории со страниц индийских печатных изданий
Искусство рассказа с помощью изображений существует в Индии с глубокой древности. Рельефы на воротах буддийских ступ, на стенах индуистских и джайнских храмов, фрески, манускрипты, свитки, наборы деревянных дощечек, иллюстрирующие мифологические сюжеты, — это самые яркие примеры того, как богатая традиция индийского сказительства опирается на визуальные образы. Появившиеся в 19 веке печатные издания по началу обращались к иллюстрациям умеренно, поскольку технические возможности индийских типографий того времени были довольно скудными. Но уже с началом 20 века визуальный облик газет и журналов — на английском и множестве индийских языков — стал визуально привлекательным. Лекция расскажет о наиболее интересных примерах книжных и газетных иллюстраций, появившихся в последние сто лет, познакомит со знаковыми фигурами, среди которых писатель Сукумар Рай, карикатурист Р. К. Лакшман, издатель Ананта Паи, создатели интернет-комиксов и современные нам авторы популярных графических романов.
Строганова Елена Александровна
Этнограф, кандидат исторических наук, руководитель независимой творческой группы World Trend Project, основатель проекта «Тингатинга. Шедевры глянцевой живописи Восточной Африки» в России.
Живопись тингатинга – классика, традиции и современность Танзании
Живопись тингатинга получила название по имени своего основателя, художника Эдуардо/Эдварда Саиди Тингатинга. Яркие картинки зверей, птиц, сценки из повседневной жизни и африканских ритуалов нравятся туристам, приезжающим в Танзанию, коллекционерам, любителям традиционного и современного искусства, собирателям серьезных редкостей и веселых предметов. Что их объединяет? И почему до сих пор не могут договориться как охарактеризовать этот вид искусства? Уместно ли понятие «классика» применительно к тингатинга, и где проходит та грань между «традиционным» и «современным», когда мы говорим об африканском искусстве? Тингатинга в полной мере могла бы быть зеркалом — своей страны Танзании, Африки, общества. Интересов «европейских охотников» за искусством. И — нас с вами. Приходите 22 сентября 2023 года в Галерею ТраДарт. Мы поговорим об этом, посмотрим картины и получим заряд позитивной энергии из солнечной Танзании.
Светляков Кирилл Александрович
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, куратор выставок, преподаватель, арт-критик, писатель. Лауреат премии Сергея Курёхина (2012). Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2021).
Black art matters или Век африканского искусства наступил
Лекция — экскурс в историю африканского искусства в современной культуре от увлечения Африкой у европейцев начала ХХ века до открытия «чёрного» художественного андеграунда в США и чернокожих звёзд современной арт-сцены.
Бутовская Марина Львовна
Член-корреспондент РАН, д.и.н., профессор. Зав. центром кросскультурной психологии и этнологии человека, Института этнологии и антропологии РАН; ведущий научный сотрудник центра социальной антропологии РГГУ; профессор и главный научный сотрудник Международного центра антропологии, ВШЭ.
Масаи Нгоронгоро: традиционность и трансформации в современном мире
В лекции автор расскажет о своей многолетней полевой работе среди скотоводов масаев, проживающих на охранной территории Нгоронгоро в Танзании. Едва ли в Африке найдется другой народ, столь же известный за пределами страны проживания как масаи. О них бытует множество мифов, и часть из них не столь уж далека от правды. В наши дни масаи проживают на территории Кении и Танзании. В отличие от многих других народов этих стран, они продолжают сохранять традиционный уклад жизни, культуру, язык и, в значительной мере, отношение к внешнему миру. Масаи гордятся своими традициями, соблюдают этикетные нормы и ритуальные практики, предпочитают носить свою традиционную одежду и украшения, обращаться к масайским знахарям в случае недомоганий. Заимствования из «внешнего мира» носят прагматичный и крайне ограниченный характер. Лекция будет иллюстрирована материалами из исторического прошлого масаев, а также фотография из собственного архива автора.
Ванюкова Дарья Владимировна
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного музея Востока, куратор выставок, автор статей и монографий, участник экспедиций.
Сложение живописных школ на африканском континенте
В первой половине XX века европейские миссионеры, художники, этнографы неоднократно становились инициаторами создания художественных школ в разных частях Тропической Африки, бывших в то время французскими, английскими, бельгийскими колониями. Идея обучения африканцев искусству станковой живописи, которой не знала традиционная культура, шла рука об руку с желанием «раскрыть творческий потенциал» местных жителей, которые, как считалось, обладают самобытным, специфически «африканским» ощущением мира. На лекции мы поговорим о становлении школ живописи на континенте, об их успехах и обстоятельствах их создания.
Бондаренко Дмитрий Михайлович
Этнолог, историк, африканист, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН по науке, директор международного центра антропологии Научно-исследовательского университета Высшая школа экономики, профессор Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ.
Танзания: страна тингатинга. Впечатления этнолога и историка
Показывая фотографии и делясь впечатлениями от посещения развалин средневекового города Килва, бывшей столицы Занзибарского султаната Занзибара, первой колониального административного центра Танганьики Багамойо и крупнейшего современного города Танзании Дар-эс-Салама, лектор познакомит слушателей с основными этапами политической и культурной истории страны, в которой зародилась и развивается художественная традиция тингатинга.
Куценков Петр Анатольевич
Кандидат искусствоведения, доктор культурологии; ведущий научный сотрудник Отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН.
Что африканистское искусствознание изучало 100 лет?
Лекция посвящена рассказу о том, как формировались коллекции африканского искусства, и почему об африканском искусстве сформировались довольно искаженные представления.
Сиим (Москвитина) Анна Юрьевна
Филолог и этнограф, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела этнографии Африки Музея антропологии и этнографии МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, преподаватель суахили на кафедре африканистики Восточного факультета СПбГУ, организатор ряда выставок по африканскому искусству в музеях Санкт-Петербурга и Москвы.
ШЕТАНИ: вездесущие духи, жанр современной скульптуры, персонажи картин школы Тингатинга
Если живопись, то Тингатинга, если скульптура, то Шетани. В современном искусстве Восточной Африки — это феномены равного порядка по возрасту, масштабу, популярности и парадоксальности. Оба направления сложились в Дар-эс-Саламе. В жанре Шетани — шокирующий синтез абстракции и сюрреализма и связь с традиционной деревянной пластикой народа маконде. Это изображения потусторонних существ, духов-шетани, но они не являются ритуальной скульптурой. Не веря в духов, художники знают, как выглядят шетани, где и с кем живут, из кого и во что превращаются, — и создают их образы с величайшим мастерством и изобретательностью и неизменным юмором на протяжении нескольких поколений.
Зданевич Александр Сергеевич
Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Африканистики Восточного факультета СПбГУ. В настоящее время совмещает преподавательскую деятельность с исследованием и освещением в СМИ социально-политических процессов в странах Восточной, Центральной и Южной Африки. Занимался экспедиционной деятельностью по сбору и классификации предметов африканского искусства для частных и музейных коллекций в рамках проекта «Африка внутри»: Республика Конго (2004), Демократическая Республика Конго (2004), Народно-Демократическая Республика Эфиопия (2005), Объединенная Республика Танзания (2007; 2012−2015). Руководил представительством федерального агентства «Россотрудничество» в Объединенной Республике Танзания (г. Дар-эс-Салам) — (директор Российского центра науки и культуры в г. Дар-эс-Салам (Танзания)).
Искусство Африки как мост из прошлого в настоящее. Размышления о людях, образах и времени
Искусство Африки как мост из прошлого в настоящее. Размышления о людях, образах и времени. Африканское искусство — квинтэссенция рефлексии, поиска, эмоций, смыслов. Оно помогает нам погружаться в нас самих и находить новые грани существования. Именно то, на что нам нужно обращать самое пристальное внимание сегодня — люди, которые нас окружают, образы, которые мы считываем и создаем, и время, в котором мы живем. Попробуем поговорить об этом.
Белов Сергей Вадимович
Специалист по наивному искусству и аутсайдер-арту. Куратор выставки «Тингатинга: весело и страшно».
Тингатинга: весело и страшно (режиссёрская версия)
Танзанийская живопись тингатинга ускользает от простых определений. Возникнув из первобытной экспрессии художника-самоучки и развиваясь как семейное ремесло, она одновременно имеет черты традиционного, авторского и коммерческого искусства. Как это вышло и что такое тингатинга на самом деле? Привлекая обширный иллюстративный материал, мы попробуем разобраться в довольно сложных вопросах, которые ставит это простое на первый взгляд явление современной африканской и мировой культуры.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом: