МЕКСИКА

2023

for the love of a folk toy

10 дней

4000 км

150 кг игрушек

День #1
4 февраля '23

МУЗЕЙ КЕРАМИКИ

День #1
4 февраля '23

ГАЛЕРЕЯ БЕРНАБЕ

День #1
4 февраля '23

МУЗЕЙ МАСОК

День #1
4 февраля '23

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

День #1
4 февраля '23

ГОСПИТАЛЬ КАБАНЬЯС

Госпиталь Кабаньяс считается «Сикстинской капеллой Америки»
Знаменит 57 фресками Хосе Клементе Ороско (1883−1949), украшающими свод и стены центрального собора госпиталя.
Кроме того, с момента основания в 1983 году Museo Cabañas получил на хранение 340 произведений Ороско. Из них 221 предмет — эскизы для фресок.
День #2
5 февраля '23

ХРАНИТЕЛИ СТИХИЙ

День #2
5 февраля '23

ЯРМАРКА РЕМЁСЕЛ

День #2
5 февраля '23

святилище Гваделупской Богоматери

День #2
5 февраля '23

АНАНАСНАЯ ДЕРЕВНЯ

День #2
5 февраля '23

В ГОСТЯХ У МАСТЕРОВ

День #3
6 февраля '23

ПРОГУЛКА НА ОСТРОВ

Перед самым островом нас встречает шоу рыбаков: закидывают, вытягивают сети. Поймавший демострирует рыбку и собирает дань с кораблика.
В центре острова воздвигнута 40-метровая статуя национального героя Мексики Хосе Марии Морелоса — одного из лидеров борьбы за независимость Мексики, убитого испанцами в 1815 году. Внутри статуи находится лестница, по которой можно подняться наверх до поднятого кулака, откуда открывается красивый вид на озеро и близлежащие острова, и головы статуи. Стены внутри статуи украшены картинами художника Рамона Альбы де ла Канала о жизни и борьбе Хосе Марии Морелоса.
Необычная инсталяция в голове статуи. Говорят, исполняет желания, если подержаться за руки вокруг лампочки.
День #3
6 февраля '23

ПИРАМИДЫ В ЧИСТОМ ПОЛЕ

День #3
6 февраля '23

ЦИНЦУНЦАН

Цинцунцан в XIII веке основал народ пурепеча. В том же веке город стал столицей государства, известного среди историков как Тараско. Название города означает "место (где живут) колибри" на языке пурепеча.
Цинцунцан оставался столицей пурепеча (Тараско) к моменту прибытия испанцев в 1522 г. Испанцы во главе с Нуньо де Гусманом, прибывшие в 1529 г., сожгли заживо правителя Тангахуана II и разрушили город, чтобы использовать его камни для сооружения католических соборов и домов для испанской администрации, в том числе и крупного монастыря Святой Анны, построенного в XVI в.
После поражения Нуньо де Гусмана и его отзыва в Испанию в регион был направлен Васко де Кирога, и Цинцунцан служил штаб-квартирой испанской администрации на данной территории до тех пор, пока резиденцию епископа не перенесли в Пацкуаро в 1540 г.
Современный город Цинцунцан известен производством плетеных изделий, деревянной мебели и текстиля.
Монастырь Святой Анны продолжает функционировать, в нём хранятся несколько реликвий, считающихся чудотворными.
Говорят, что на территории монастыря растут потомки первых оливковых деревьев в Америке.
День #4
7 февраля '23

ПРОГУЛКИ В МОРЕЛИИ

День #4
7 февраля '23

МУЗЕЙ КЕРАМИКИ

Великолепный музей. Все экспонаты с именем мастера. Жаль, что без их адресов. Пробежались, записали имена, а затем сразу на рынок.
Спойлер: почти всех там нашли.
День #4
7 февраля '23

РЫНОК КЕРАМИКИ

День #4
7 февраля '23

ДОМ СЕМЬИ СОТЕНО

Набор для лечения: фигурки заболевших людей, разных зверей, друга заболевшего, помощников и выздоровевших людей. Набор покупался целиком. Звери символизируют собой болезни. Их предписывалось прикладывать к больным местам. Фигурки зверей забирали болезнь и человек выздоравливал.
После выздоровления набор следовало закапать на специальном холме.
Так что где-то есть холм с великолепной коллекцией глиняных игрушек Метепека и, наверное, вирусов.
День #5
8 февраля '23

ЦЕНТР НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

День #5
8 февраля '23

ПРОГУЛКА ПО ТОЛУКЕ

Жемчужиной Толуки является Космовитрал. Здание с огромными витражами и ботаническим садом внутри. Изначально это было здание рынка, построеного в 1910 году. Это был первый постоянный рынок в городе. В 1975 году рынок закрыли. Леопольдо Флорес при поддержке первой женщины-мэра Толуки Иоланды Сентиес успешно лоббировал превращение огромных окон и потолков здания в пространство для искусства.
Концепция Леопольдо Флореса была новой: фреска из витражного стекла, которая окружала бы здание на окнах и шла по потолку. Прежде чем выполнить его, художник потратил год на изучение и разработку концепции, а также проработку инженерных вопросов. Название росписи Cosmovitral представляет собой смесь слов «космос» и «витрал» (по-испански «стекло»). Название теперь используется для здания, а также произведения искусства. Тема работы — «Человек и его отношения со вселенной».
Центр работы — панно с огненным солнцем, на котором изображен мужчина, олицетворяющий человечество. Образ представляет человечество в полной гармонии с силами творения, добродетелью, искусством, наукой, истиной, красотой, мудростью и другими качествами. Это панно известно как Hombre Sol или Sun Man. Каждый год в день весеннего равноденствия Солнце выравнивается с Hombre Sol. Это ежегодное мероприятие длится около двадцати минут ближе к вечеру и отмечается концертом классической музыки, приуроченным к заходу солнца. Когда лучи солнца проходят через витраж, изображение солнца сияет ярче, как будто оно горит. Hombre Sol стал символом Толуки и штата Мехико.
День #6
9 февраля '23

ПУТЕШЕСТВИЕ В ШТАТ ГЕРРЕРО

За просмотром дивных пейзажей дорога из Куэрнаваки в штат Герреро пролетела незаметно.
Герреро встретил нас великолепным мостом и чудесным домашним завтраком в теплой обстановке.
Впереди нас ждали замечательные деревни, интересные встречи с мастерами и, конечно, новые ценные приобретения.
День #6
9 февраля '23

В ГОСТЯХ У МАСТЕРА

День #6
9 февраля '23

МУЗЕЙ КЕРАМИКИ

День #6
9 февраля '23

В ГОСТЯХ У МАСТЕРОВ

Мы побывали в десятке дворов и в каждом нас очень радушно встречали. Для нас ставился стол и выставлялись все готовые изделия. Люди очень доброжелательные и открытые. Если готовых изделий не оказывалось в наличии (уже были отправлены либо на выставки, либо в магазины), то мастера искренне расстраивались, но с удовольствием рассказывали о своем творчестве, технологии, истории семьи и быте.
Глина, хлопок, ямка в земле и ослиный навоз, ангоп, камушки для вощения, охра, киноварь? и смола. Вот и весь набора простых вещей, из которого рождаются великолепные произведения народного искусства. Удивительно! Браво мастерам!
День #6
9 февраля '23

В ГОСТЯХ У МАСТЕРОВ

Еще немного полюбовавшись пейзажами штата Герреро, мы прибыли в деревню художников Халитлу. От разнообразия сюжетов, цветов и размеров захватило дух и открылось второе дыхание охоты за прекрасным.
Очень удобно когда автор подписывает свои произведения. Жаль, что мастера народной игрушки не переняли эту привычку.
На написание некоторых экземпляров мастеру требуется более года. Причем, участвует вся семья. Мастер пишет эскиз тонкими линиями, затем обводит окончательный вариант. А дальше вся семья в свободное время закрашивает черной краской промежутки между силуэтами.
День #7
10 февраля '23

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Церковь была частью монастыря Успения Марии, основанного в 1525 году первыми двенадцатью францисканцами, прибывшими в новую испанскую колонию с целью евангелизации местных коренных народов.
Строительство комплекса началось в 1529 году. Точных данных об окончании строительства нет, но приезжий монах Алонсо Понсе писал в 1585 году, что комплекс был закончен и хорошо построен, и включал в себя церковь, общежитие и сады.
В 17 веке были внесены изменения в церковь. Достроили две часовни, придававшие ей вид латинского креста. Вероятно, в это же время были добавлены хоровая зона, боковые алтари и другие части. В 1713 году к сооружению пристроили купольный свод и колокольню на юго-восточном углу.
К середине 18 века внутреннее убранство также претерпело множество изменений. Церковь была украшенным всеми видами религиозного искусства, в том числе из золота и других дорогостоящих материалов. В это же время главная церковь монастыря начала функционировать как приходская церковь города Куэрнавака.
В середине 20 века, несмотря на землятресение и множество реконструкций, церковь сохранила часть своего прежнего богатого убранства, включая позолоченный главный алтарь, выполненный в стиле чурригереско, два боковых алтаря с колоннами и капителями, а также деревянную скульптуру Девы Марии.
В 1957 году собор снова подвергся серьезной реконструкции. Алтари и другие старые элементы были в основном сняты и заменены простыми современными элементами. Наружные слои штукатурки были удалены, обнажив фрески XVIII века, которые покрывают почти все стены главного нефа. В них подробно рассказывается история мученичества Филиппа Иисуса и 23-х миссионеров.
История начинается с благословления 23-х миссионеров Папой Иннокентием II. Далее группа миссионеров добирается морем до Японии. Есть сцены, где они выполняют миссионерскую работу. Затем изображена группа солдат сопровождающих телеги с клетками, в которых везут заключенных миссионеров. И в конце — ряд крестов с распятыми людьми. 24-й мученик — Филипп Иисус, потерпевший кораблекрушение у берегов Японии. Император Японии Тоётоми Хидэёси предложил пощадить его жизнь, поскольку он не проповедовал христианство, но Филипп отказался и был распят вместе с другими. За это его канонизировали как святого.
В настоящий момент Собор Куэрнаваки является частью группы монастырей под названием «Первые монастыри 16 века на склонах Попокатепетля», объявленного ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1994 году.
День #7
10 февраля '23

МУЗЕЙ РОБЕРТА БРЕДИ

День #7
10 февраля '23

МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

День #8
11 февраля '23

ПИРАМИДЫ МОНТЕ АЛЬБАН

Caпοтeки — древний нapοд, и нынe живущий нa тeppитοpии Мексики.
Mοнтe Aльбaн — οдин из вeличecтвeнныx гοpοдοв caпοтeкcкοгο миpa, кοтοpыe пpeдcтaвляют нacлeдиe этοй нapοднοcти. Οн был οдним из пepвыx гοpοдcкиx кοмплeкcοв в Mecοaмepикe. Eгο плοщaдь занимала почти всю территорию современного города Οaxaки, а влияние распространялось нa территорию, кοтοpaя cοвпaдaeт c гpaницaми cοвpeмeннοгο штaтa Οaxaкa.
Mοнтe Aльбaн пpοcyщecтвοвaл с VI вeка дο н.э. до пpимepнο 850 г. н.э.
Гοpοд οкpyжeн нecкοлькими гοpными вepшинaми, имeющими cтpaтeгичecкοe pacпοлοжeниe и гeοгpaфичecки нaxοдитcя в мecтe cοeдинeния тpex yзкиx дοлин, из кοтοpыx cοcтοит Дοлинa Οaxaки.
Caмaя вepxняя чacть гοpы, нa кοтοpοй pacпοлaгaлcя Mοнтe Aльбaн, пpeднaзнaчaлacь paзличным peлигиοзным цepeмοниям, бывшим οcнοвοй кaк οбщecтвeннοй, тaк и чacтнοй жизни члeнοв этοгο οбщecтвa. Дοлинa, нaд кοтοpοй вοзвышaeтcя гοpa, являлacь цeнтpοм ceльcкοxοзяйcтвeннοгο пpοизвοдcтвa. С центральной площади открываются грандиозные виды на окружающие долины и горную гряду.
Площадь Монте Альбана поражает своими размерами. 6−8 тысяч человек легко тут помещались. Комплекс пирамид очень обширен: есть дворец, храм, площадка для игры в мяч, астрономический комплекс и обсерватория. Даже среди руин чувствуется былое величие древнего города.
С 1987 года пирамиды Монте Альбана находятся под защитой ЮНЕСКО. В 1994 году открыт музей, где можно увидеть элементы архитектуры, письма и керамики доиспанского периода правления сапотеков.
День #8
11 февраля '23

САНТА МАРИЯ АЦОМПА

Рынок ремёсел
Посмотрев руины главного города и археологические находки древней глиняной керамики сапотеков, мы отправились по центрам современного глиняного промысла штата Оахака. Первым посетили городок Санта Мария Ацомпа. Рынок ремесел приятно удивил: можно не только приобрести игрушки, но и легко узнать имя автора, его адрес и телефон. Очень удобно!
Тут то, как говорится, нам карта и поперла!
Спецзаказ: 12 идолов-защитников в натуральную величину.
Ставят в саду для защиты от злых духов.
Интересно, что на одной улице мы встретили и традиционные способы производства и новое современное оборудование. Глиняные дровяные печи соседствуют с немецкими газовыми печами размером с комнату и отличной футеровкой. Традиционные сюжеты и цвета у одних, и галереи современного искусства у других мастеров, а иногда всё вместе в одном дворе одной семьи.
День #8
11 февраля '23

АРТ ГАЛЕРЕЯ ПЕГУЭРО ГАРСИА

День #8
11 февраля '23

ДОМ СЕМЬИ БЛАНКО

День #8
11 февраля '23

РЫНОК ПОДЕЛОК ИЗ ЧЁРНОЙ ГЛИНЫ

Керамика из черной глины является, пожалуй, самой известной из керамик Мексики, и именно она чаще всего ассоциируется со штатом Оахака. Она является также одним из керамических стилей, которые ценятся наиболее высокого во всей Мексике. Начало этой традиции уходит в далекое прошлое, во времена Монте Альбана (того самого, где мы были утром). Зародившийся тогда тип керамики существовал на протяжении многих столетий, но, в отличие от современной, имел только один вид окончательной обработки — матовую серую поверхность. И только в пятидесятых годах XX века керамистка по имени Донья Роса, полное имя которой Роса Реаль Матео де Ньето (1900 — 1980) придумала новый способ окончательной отделки изделия: натирать изделие кусочком кварца с последующим отжигом. Керамика, изготавливаемая таким образом, стала черной и приобрела металлический завораживающий блеск. Этот способ дополнительной обработки придал керамике новый облик и сделал ее более популярной. В число поклонников черной керамики входил Нельсон Рокфеллер, который популяризировал этот вид керамики в США.
Другим художником, повлиявшим на развитие и популяризацию черной керамики стал Карломагно Педро Мартинес (1965-н.в.). Он родился в посёлке Сан Бартоло Койотепек в семье гончаров. Он стал первым гончаром-скульптором, и получил первую награду в 1985 г. за свою работу. Слава его начала распространяться в последующие годы с новым видом изделия — человеческим черепом из черной глины. Каждая работа Карломагно уникальна, и при этом она представляет воплощение народной культуры Оахака — это и устные предания и индейские легенды и некоторые христианские темы, связанные, в том числе, со столь почитаемой в Мексике смертью.
День #8
11 февраля '23

АЛЬБРИХЕС — НОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Алебрихес — ярко раскрашенные фигурки фантастических зверей из дерева или папье-маше.
Тот редкий случай, когда промысел появился относительно недавно и его происхождение хорошо задокументировано.
В 1936 году художник и скульптор Педро Линарес Лопес из Мехико заболел и видел горячечные сны. В бреду ему привиделись фантастические существа, постоянно твердившие слово «алебрихе». Выздоровев, Линарес начал воссоздавать фигуры приснившихся ему зверей из папье-маше. Спустя некоторое время владелец одной из художественных галерей в городе Куэрнавака, Морелос, заметил его работы, и именно таким образом алебрихе Линареса попали в поле зрения Диего Риверы и Фриды Кало, которые стали заказывать ему изготовление большего количества алебрихе.
Как традиция, изготовление алебрихе утвердилось после выхода документального фильма Джудит Броновски о Линаресе в 1975 году.
В 1990 году тот факт, что Педро Линарес был награжден Национальной Премией Наук и Искусств в категории Народные искусства и традиции, вдохновил и других мастеров папье-маше заниматься изготовлением алебрихе.
Алебрихе в Оахаке являются комбинацией местных традиций резки по дереву и оформительской техники, созданной Линаресом. Этот вид художественного ремесла появился в штате в 80-е годы, благодаря мастер-классам организованным Джудит Броновски. В них приняли участие мастера народных ремесел Мануэль Хименес и Мария Сабина, оба уроженцы Оахаки.
Рисунки Линареса были адаптированы к фигуркам, вырезанным из древесины копаля, поскольку именно этот вид декоративно-прикладного искусства был традиционен и распространен в регионе. «Перенос» образов алебрихе в изделия из дерева были усовершенствованы Мануэлем Хименесом, мастером из городка Сан Антонио Аррасола.
После этой адаптации Хименеса, изготовление алебрихе стало все более популярным ремеслом как в Сан Антонио Аррасола, так и в Сан Мартин Тилькахете и Ла Унион Техалапан. Производство алебрихе стало стимулом экономического развития региона.
Ранее считалось, что алебрихе приносят удачу, иметь дома одного или целую коллекцию — это способ ее привлечения. Современные же маркетологи пошли дальше и соединили нумерологию и алебрихе. Легенда гласит, что каждого человека сопровождают животные-помощники, причем как при жизни, так и в загробном мире. Их у каждого человека минимум два (по одному на каждый мир) и максимум четыре (по два на каждый мир). Разработаны таблицы соответствия животных дате и году рождения человека. Каждое животное также наделяет владельца некоторыми своими качествами (положительными, конечно), определяя таким образом характер человека. Для защиты, помощи и привлечения удачи нужно заказывать алебрихе собственных животных, причем можно заказывать как по отдельности так и фантастическое существо, состоящее из ваших алебрихе. Основным будет считаться самое большое животное, а к нему мастер может добавить узнаваемые части остальных ваших фамильяров.
Так или иначе, каждый алебрихе является уникальным произведением.
Алебрихе являются одним из подлинных чудес Мексики и гордостью художников, занимающихся их изготовлением.
День #8
11 февраля '23

МАСТЕРСКАЯ ХОСЕ ГАРСИИ

Трогательная история любви, запечатленная в народном творчестве. Мастер Хосе Гарсия ослеп, но продолжает с помощью своей жены творить. Как и в молодости основным мотивом творчества является изображения его самого с женой. Практически каждая работа подписана словами о его любви к ней.
День #8
11 февраля '23

МАСТЕРСКАЯ АГУИЛАР

К сожалению, мастер Леопольд Гарсия Агуилар уже покинул этот мир. Нас встретила его замечательная жена Констанция. Очень общительная и жизнерадостная женщина. Рассказала историю своей жизни и о том, как побывала в России и других странах. Сейчас ей активно помогают в развитии глиняного промысла дети и внуки.
День #9
12 февраля '23

КОММУНА МАСТЕРОВ

Городок живет коммуной и занимается производством посуды из красной глины. Фигурок крайне мало.
День #9
12 февраля '23

ДЕРЕВО ТУЛЕ

День #10
13 февраля '23

РЫНОК РЕМЁСЕЛ

Как же это удобно, когда в одном месте собраны все направления народного творчества огромной страны от керамики штата Чиапас до черта лысого из папье-маше от мастеров Мехико.
Можно встретить мастера и понаблюдать за его работой.
Ну что ж… каждое путешествие рано или поздно подходит к концу.
Тысячи километров позади.
Сотни экземпляров народного творчества запакованы и отправлены.
Незабываемые впечатления останутся с нами навсегда.
А в процессе планирования и подготовки новых приключений еще предстоит обновить каталоги, разобрать и систематизировать тысячу фотографий и тонну информации.
Таков путь современного коллекционера и он чудесен.