На лекции речь пойдет об объектах, инсталляциях, в том числе, сайт-специфических актуальных художников Индии, в которых сосуд служит объемной метафорой — от осмысления темы пустотности до олицетворения Вселенной, образа человека и бога, связью с землей и фактически становится всеобъемлющей метафорой индийскости. Субодх Гупта, Сударшан Шетти, Манав Гупта, Мадхви Субрахманьян и многие другие именитые художники Индии обращаются к образу горшка.
И конечно же о предыстории, об индийской художественной традиции, из которой художники черпают вдохновение, мы тоже поговорим.
Какое влияние уличная живопись XIX века оказала на крупнейших художников Индии XX столетия? Почему калигхат — не только яркий народный стиль, но и важнейшая опорная точка в формировании новой художественной выразительности в Индии XX и ХХI веков?
На лекции Елизаветы Кузиной — исследовательницы индийского искусства и визуальной культуры — мы проследим, как калигхатская живопись, родившаяся у стен храма Кали в Калькутте, трансформировалась из простого ремесла в эстетический и политический ресурс для художников авангардных направлений. Мы рассмотрим работы знаменитых индийских художников, вдохновленных калигхатом: Джамини Роя, Сунаяни Деви, К.Ч. Ш. Паникара, Лалу Прасада Шау, Манджита Бавы, Дхарманараяна Дасгупты, Арпаны Каур, Рекхи Роддвиттьи, Гаури Гилл и многих других. А также уделим внимание влиянию калигхата на авангардное искусство в европейском и американском контексте. В итоге, обсудим возвращение тренда калигхата в современной Индии и за ее пределами. Лекция будет интересна всем, кто неравнодушен к индийскому искусству, народной визуальной культуре и истории авангарда в глобальном контексте.
Джаганнатх или «Дару Брахман» («деревянный Бог») — самый узнаваемый персонаж пёстрого пантеона Ориссы. Его огромные глаза и улыбающийся рот вызывали разные ассоциации на протяжении истории — от восхищения и безусловной любви индусами, буддистами и джайнами до демонизации британскими путешественниками, в путевых заметках которых, а затем и в поэзии, он стал демоном — Джаггернаутом, под колесницей которого в праздник Ратха-ятра оказывались сотни человеческих тел. Его отражения в культуре также поражают разнообразием: то мы видим изображение бабочки, раскрашенной под Джаганнатха, то с его ликом ассоциируется сладкий десерт, то он предстаёт перед нами в виде обычного человека, но с узнаваемой маской на лице. Пожалуй, не было индийского поэта или святого, который хотя бы однажды не посетил бы его город Пури на берегу Бенгальского залива. Здесь бывали и великий Кабир, и основатель сикхизма гуру Нанак. Существует и косвенная, но небезынтересная связь между видным деятелем буддийско-христианского диалога Томасом Мертоном и этим Повелителем вселенной. Какая? Об этом, помимо прочего, мы узнаем из предлагаемой вашему вниманию лекции. А также мы поговорим о мистико-поэтической традиции «сахаджия», которая была одним из тайных источников вдохновения Рабиндраната Тагора.
В мае 1880 года в Лахоре, столице провинции Пенджаб, стояла свирепая и совершенно отвратительная жара. По крайней мере, так считал Джон Локвуд Киплинг, отец знаменитого писателя, автора «Книги джунглей». Об этом он сообщал в письме учёному, основателю русской индологической школы — Ивану Павловичу Минаеву. На лекции мы узнаем о том, какие обстоятельства сопутствовали этому событию, а также поговорим о городском искусстве Пенджаба и Калькутты на примере рисунков и печатной продукции, которые каждых из них собрал за время своего пребывания в Индии.
В начале XIX века Бенгалия стала местом, где индийская традиция встретилась с европейской культурой. Эта встреча сделала Калькутту центром интеллектуального и духовного пробуждения всей страны. В городе рождались новые идеи, которые впоследствии изменят всю Южную Азию. Мы поговорим о первом поколении индийцев, получивших европейское образование, о влиянии идей Просвещения на юношей из брахманских семей, о борьбе прогрессивных бенгальцев против сати и о стремлении соединить индуизм с христианством.
Лекция посвящена самобытной культуре штата Трипура, формирование которой определяли княжеское прошлое региона, трагические последствия раздела Британской Индии и десятилетия правления коммунистической партии. Особое внимание будет уделено литературным традициям Трипуры, сложившимся в XX веке.
С древних времён основным населением Трипуры были тибето-бирманские народы. Однако уже с начала XX века плодородные равнинные районы начали активно заселяться бенгальцами земледельцами. После раздела Британской Индии в штат хлынул поток беженцев из Восточной Бенгалии, что всего за несколько десятилетий привело к тому, что коренные народы (племена) оказались в меньшинстве.
Таким образом, культура Трипуры формировалась в результате сложного взаимодействия двух различных этнических и культурных миров — бенгальского и племенного. В лекции будет рассмотрено, насколько тесно эти культуры соприкасаются и влияют друг на друга, сохраняют ли они изолированность или постепенно переплетаются в едином культурном пространстве.
История индийского комикса начинается в 60-е гг. ХХ века, когда одна из крупнейших англоязычных газет страны The Times of India запускает серию переводных супергеройских рисованных историй Indrajal Comics. Богатая культура, религия и мифология Индии становятся фундаментом, на котором формируется самобытная школа комиксов. Начиная с 80-х гг. ХХ века комикс перестает быть только лишь развлечением: авторы затрагивают сложные социальные темы такие как кастовая дискриминация, сексуализированное насилие, коррупция и проблемы окружающей среды. Сегодня индийская комикс индустрия является одной из крупнейших в мире с сотнями тысяч читателей как в стране так и за ее пределами, а использование при создании графических романов техник традиционной и народной живописи делают индийский комикс по истине уникальным.
В конце XVI века, как индуистская реакция на мусульманское завоевание, в Бенгалии возникает уникальный архитектурный стиль, абсолютно непохожий на все то, что мы привыкли считать «индийским». В регионе появилось поразительное многообразие храмовых типов, которые невозможно встретить нигде на просторах Индийского субконтинента.
Перед посетителями предстанут почти три века терракотовой архитектуры Бенгалии: от терракотовых «жемчужин» Бишнупура XVII столетия до городских храмов Калькутты, построенных новоиспеченными землевладельцами «бабу» в XIX веке.
Лекция представляет собой архитектурное путешествие по узким улочкам одного из самых густонаселенных городов мира, наполненного памятниками архитектурного наследия, когда-то существовавшими на территориях, принадлежащих индуистским заминдарам, а теперь спрятанными в городских кварталах города Калькутта.
Лекция посвящена одному из самых значимых авангардных движений в Индии, сформировавшемуся вокруг художника К.Ч. Ш. Паникара на земле дравидов в штате Тамилнад. Его утопический проект независимой самоорганизованной «Деревни художников Чоламандал» в поселении Инджамбаккам на дороге из Ченная в Махабалипурам начиная с середины 1960-х годов стягивает не только индийских, но и немецких, нидерландских, французских, японских, швейцарских и даже русских художников. Сегодня в связи со стремительной урбанизацией и расширением Ченная деревня, основанная Паникаром, трансформировалась из уединенного отшельнического «ашрама» художников в модный арт-центр элитного поселка, и тем не менее резиденция продолжает работать, соединяя поколения «старых мастеров» Чоламандала и современных художников и художниц. Елизавета Кузина расскажет о том, чем дравидский авангард отличается от прочих движений Индии, а также поделится свежими материалами и интервью, собранными в исследовательской поездке в Ченнай в феврале 2025 года.
Гулаб-сундари, девушка с розой; кот, крадущий рыбу; трагическая гибель Элокеши; Парвати, нянчащая Ганешу; Дурга, попирающая Махишасуру; изящно одетые бабу прогуливаются и пьют чай. Один из самых узнаваемых народных живописных стилей Индии носит название Калигхат-патачитра; он сформировался в начале XIX в. в художественных мастерских, расположенных вокруг храма богини Кали в Калькутте, и был одним из этапов эволюции традиции патуа — художественных свитков, посвященных различным культам, мифологическим историям, но насыщенным также деталями повседневности. Светлана Рыжакова расскажет об исторических корнях живописи Калигхата, о ее этнографическом контексте, художественных признаках и тематическом разнообразии.
Воробьёва Дарья Николаевна
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания, доцент Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, доцент РГХПУ им. С. Г. Строганова
Бабин Александр Николаевич
Искусствовед, специалист по индийской миниатюре, старший преподаватель Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, автор тг-канала «Кабинет куриозностей»
Зарипова Лилия Рафисовна
Младший научный сотрудник Центра индийских исследований Института Востоковедения РАН, участник Российско-Индийской антропологической экспедиции ЦПИ-ГБМТ 2019−2022, автор тг-канала «Бездушная индология»
Терентьева Мария Павловна
Быков Александр Владимирович
Доктор биологических наук. Собирает предметы традиционного искусства с 1966 г. Посетил большинство региональных центров русской традиционной игрушки, принимал участие в поисковых экспедициях в Узбекистан, Индию, страны Индокитая. Его собрание русской традиционной игрушки включает более 10 000 артефактов работы старых крестьянских мастеров. Автор ряда публикаций, в том числе книги: «Глиняная игрушка из деревни Хлуднево». М. Традарт, 2013, 108 с.
Коллектив Музея Традарт под руководством А. В. Быкова занимается учетом и реставрацией собранного материала, организацией выставок и экспедиций. Директор АНО Общества любителей традиционного искусства.
Гелюх Вероника Евгеньевна
Этнограф, научный сотрудник АНО «Ремесленная слобода». Куратор всероссийских и межрегиональных проектов по декоративно-прикладному искусству. Автор и соавтор изданий, методических материалов и статей по традиционной народной культуре и деятельности мастеров Калужского края.
Зенкина Полина Сергеевна
Заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова, искусствовед, Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников.
Востриков Вадим Борисович
Заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительных искусств Калужского областного Дома народного творчества и кино «Центральный», член экспертного совета по НХП министерства культуры и туризма Калужской области, народный мастер России. Куратор всероссийских и межрегиональных проектов по традиционному прикладному искусству. А также, исследователь и коллекционер народной глиняной игрушки.
Павлова Анна Леонидовна
Кандидат искусствоведения, заведующая отделом словаря художников НИИ Российской академии художеств, старший научный сотрудник отдела Свода памятников ГИИ.
Лауреат Макарьевской премии 2023 г. за книгу «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке».
Иванова Юлия Борисовна
Старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»,
кандидат искусствоведения,
Заслуженный работник культуры РФ,
руководитель всероссийских и международных
художественных проектов декоративного искусства.
Охват Дарья Юрьевна
Востоковед, старший преподаватель кафедры Филологии Юго-Восточной Азии Восточного факультета СПбГУ. Преподаватель кхмерского языка и литературы. Исследователь литературы Камбоджи.
Легостаева Альбина Сергеевна
Вьетнамовед, старший научный сотрудник Отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока, куратор выставок.
Михалев Максим Сергеевич
Д.и.н., главный научный сотрудник Центра «Государство и религия в Азии», Институт Китая и современной Азии РАН; профессор УНЦ Социальной антропологии, РГГУ. Российский востоковед и социальный антрополог. Научный руководитель Доржиевского общества, член редакционного совета журнала «Проблемы Дальнего Востока». Автор многочисленных научных и научно-популярных статей, опубликованных в России, Китае, Болгарии, Румынии, Таджикистане, Германии и Италии, а также нескольких монографий на английском, русском и китайском языках. Эксперт ЮНЕСКО.
Гожева Наталья Анатольевна
Главный научный сотрудник отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока, кандидат искусствоведения, автор многочисленных статей, каталогов и монографий по искусству восточных стран.
Гордиенко Елена Витальевна
Востоковед, религиовед, кандидат культурологии, старший преподаватель Института стран Азии и Африки МГУ и Центра изучения религий РГГУ. Провела во Вьетнаме 10 лет, изучая язык, культуру и религии Вьетнама.
Бакланова Екатерина Александровна
Доцент, канд.филол.наук Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова.
Более 20 лет исследует и преподает язык филипино и литературу Филиппин в ИСАА МГУ, а также работает переводчиком. Автор нескольких десятков работ, а также организатор и участник различных научных и культурно-просветительских мероприятий, посвященных Филиппинам.
Сорокина Галина Михайловна
Старший научный сотрудник отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока. Специалист по искусству Индонезии и Камбоджи, хранитель музейной коллекции искусства Юго-Восточной Азии.
Погадаев Виктор Александрович
Историк, лексикограф, переводчик, вице-президент Общества Нусантара. Лауреат премии «Прима Комексиндо» за вклад в изучение Индонезии (1988) и международной премии «Нумера» за вклад в изучение малайского языка и малайской культуры (2013). Обладатель двух бронзовых медалей на Университетской выставке исследований, изобретений и инноваций (Малайзия, 2007). В 2014 году награждён грамотой Россотрудничества за популяризацию русского языка в Малайзии.
Фролова Марина Владимировна
Востоковед, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии стран Юго-Восточной Азии, Кореи и Монголии Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова, преподаватель индонезийского языка и литературы, исследователь фольклора, литературы, массовой культуры и кинематографа Индонезии.
Белов Сергей
Филиппова Елена
Глушецкий Андрей Анатольевич
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля.
Исследователь русской традиционной культуры, музыкант, педагог. Коллекционер народной игрушки. Организатор и участник фольклорно-этнографических экспедиций в разные области России. Автор фильмов и зарисовок о народный обычаях и обрядах, о быте, ремёслах, мастерах и музыкантах. Автор нескольких музейных и просветительских проектов, в том числе: «этноМУЗЫКАэтноКИНО» и «Живая глина». Автор музыки к мультфильму «Жихарка» из «Горы Самоцветов».
Доцент кафедры восточных языков МГЛУ, переводчик поэзии Тулсидаса, Малукдаса, Югалананьи и других поэтов-рамаитов c языков авадхи и хинди. Последние 15 лет ежегодно бывая в Айодхье, изучает её историю, религию, культуру, поэзию и фольклор. Преподаёт хинди и индийские религии в ряде университетов Москвы, а также регулярно читает лекции в университетах Индии. Автор сборника переводов средневековой индийской поэзии и философской прозы «Пушп-ватика. Цветущий сад поэзии» (Сп-б, 2020).
Коротчикова Полина Викторовна
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного музея Востока, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, доцент МГАХИ им. В. И. Сурикова.
Рыжакова Светлана Игоревна
Этнограф, культурный антрополог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник,
Институт этнологии и антропологии РАН, Москва; член Индийского антропологического общества.
Кузина Елизавета Олеговна
Специалистка по индийскому современному искусству, научный сотрудник Отдела теории искусства Научно-исследовательского института Российской Академии Художеств, кандидат искусствоведения.
Спектор Илья Борисович
к. и. н., старший научный сотрудник ИСАА МГУ, автор тг-канала «Пробковый шлем».
Щербак Мария Борисовна
Младший научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН.
Дубянская Татьяна Александровна
Индолог, специалист по литературе колониальной и современной Индии, преподает в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ. Автор телеграм-канала «Девять рас: Индия, языки, культура».