Новости&Блог
Коллекция Статьи

Свистульки-товарняк деревни Хлуднево, Калужской области

Товарняк — наиболее простой и массовый товар, предназначенный для продажи на ярмарках.

Хлудневская свистулька не имеет аналогий в других промыслах. Здесь редко встречаются простейшие свистки вальковатой формы без налепных головок. В основе хлудневской свистульки лежит свисток-«куржопка» с маленькой примазанной головкой-фигуркой.

Эти фигурки обращены внутрь к свистку, к свистящему человеку.

Создатель: Манушичева Е. Д.

Посмотреть в Коллекции →

Мастерица примазывала к наружному концу свистка комочек свежей глины, из которого и лепила головку. Приготовренная головка как колпачок надевалась на наружный конец уже подсохшего и лишь смоченного перед примазыванием свистка.

Для лучшего закрепления основание головки иногда оборачивалось кусочком глины, вминаемой и размазываемой по свистку.

Головки свистков часто дополняли деталями, которые также примазывались. Форма головки моделировалась прищипами, насечками, проколами и процарапыванием.

В сюжетном отношении головки свистков весьма разнообразны. В них мы находим все основные образы, присущие хлудневской игрушке.

Необычно изображение «попугая» — совы или филина с большим клювом-носом и головой, оформленной четырьмя-пятью прищипами.

Из зверей наиболее часто встречаются домашние животные, медведи, лисички.

Многочисленные «куколки» — антропоморфные головки — бывают парными или сопровождаются по бокам веретенообразными «колбасками» с намеченными глазами и ртом.

Создатель: Манушичева Е. Д.

Все эти существа с легкостью объединяются в композиции. Так звери или антропоморфные существа сидят верхом на птицах или держат их в руках, птицы изображаются попарно «встреч друг другу» или несут на спине других птиц или птенцов.

Головки свистулек имеют тенденцию к оборотничеству: в одном ракурсе это птичка с поднятыми крыльями, в другом она превращается в голову рогатого животного, в третьем — в цветок.

Текст из книги А. В. Быкова «Глиняная игрушка из деревни Хлуднево. Калужская область». ТраDарт, 2013