Новости&Блог
Экспедиции

Путешествие Веры Зотовой и Ксении Савельевой во Вьетнам зимой 2018 года

Прошло полгода и мы вернулись: сначала в Хошимин (Сайгон), потом в Хюэ.
Подгадали как раз перед Тэтом — вьетнамским Новым Годом.
Тэт – вьетнамский новый год по лунному календарю
Хотелось посмотреть, как народ готовится к празднику, а заодно и купить что-нибудь такое, что продают в канун нового года. Собирались основательно. Выписали адреса рынков, мастерских, деревень, куда следует съездить. Стекла там, лубок, керамика…, может и попадется что-то редкое?
Прилетели мы в субботу, а в воскресенье (по непроверенным данным) в городе работает антикварный рынок. Найти его было не просто, но все-таки, наконец, дошли. У кафе, которое изначально было ориентиром, правда, совсем другое название, но номер переулка совпадает. Действительно рынок, антикварный. Вход платный для всех. Не очень большая площадка между домами, ряды столиков, уставленных всякой всячиной. Напоминает измайловский вернисаж в миниатюре. Больше всего бронзы: фигурок, фигур, курильниц. Не редкость часы, вазы, россыпи монет и всякой мелочевки. Цены относительно высокие, хотя сторговаться все-таки можно. Купили несколько бронзовых колокольчиков в коллекцию и парочку алтарных Будд. Не зря искали: и место интересное, и все-таки что-то купили. Возвращались «через» улицу антикваров. Место в городе известное, туристам, увы, тоже. По случаю воскресенья часть магазинов оказалось закрыта. Но оставшихся вполне хватило, чтобы пополнить коллекцию алтарных фигурок. Они во Вьетнаме очень разнообразны и интересны. Сделаны из разных материалов, чаще всего из какого-то композита (типа цемента) и керамики. Особенно привлекательны алтарные Будды.
Таких, кроме Вьетнама, мы нигде не встречали. Раскрашены, в основном, вручную. Это придает лицам совершенно уникальные выражения. Просто живые: смеются, грустят, а у некоторых явно злодейский вид. Потрясающие!
Эти маленькие формованные керамические фигурки ставятся на домашние алтари, вместе со стеклянными иконами, благовониями и фруктами.
А еще выяснили у доброжелательного продавца, что в окрестностях Хошимина есть «керамическое место» — городок, где делают керамику. Разную. Поедем туда обязательно. Вечером прошлись по сувенирным лавочкам. Иногда там тоже можно встретить неплохие вещи. В этот раз «раскопали» в пыльном магазинном углу маски из папье-маше. Вообще-то их делают в окрестностях Ханоя к одному из осенних праздников. А вот мы их нашли и купили здесь, в Хошимине. Конечно, выбор не велик, но мы и этому рады.
На следующий день поехали «за стеклом».
Во Вьетнаме картины на религиозную тему с изображением местных божеств и благопожелательных символов выполняются на стекле и ставятся в домашний алтарь
Есть такое место в городе, целая улица в Чайна-тауне, где продают «алтарное» стекло. Магазины, а часто по совместительству и мастерские, вытянулись в непрерывную цепочку по обеим сторонам дороги. Продают, конечно же, не только «стекло», но и сами алтари, иногда изумительно резного дерева, и всякую алтарную атрибутику. Собственно «стекла» много, самого разного. Конечно, самое интересное для нас — рисованное вручную. Часто попадается «комбинированное»: например, лицо персонажа вырезано из бумаги и приклеено, а одежда и антураж — нарисованы. Много просто репринтных изображений. Рамки обычно красного цвета с «золотом» из дерева или пластика. Для нас это дополнительный вес и объем, поэтому просили продать нам только «стекла», что, кстати, снижало цену! В результате купили 16 кг ритуальных стеклянных картин.
Сегодня ночью перелетаем в Хюэ.
Конечно же поедем в деревню Синь за лубком, к замечательной семье, которая поддерживает это традиционное ремесло. Думаем, что к Тэту они припасли что-нибудь новенькое. В деревню попали без труда: нас вез тот же водитель, что и в прошлый раз. Оказалось, что нового как раз и немного. Перед Тэтом они, как правило, отдыхают. Ну что же, купили все, чего еще в коллекции нет. К сожалению печатные доски продавать отказались. Они «рабочие», а замены пока нет. (Удалось купить одну доску из новых версий). На обратном пути заехали на 2 рынка. Один — прямо в деревне. Самый настоящий. Без туристов. Торгуют и продуктами, и бытовыми вещами, и ритуальными предметами. Очень приветливы, совершенно не назойливы и не корыстны.
Купили немного ритуальных предметов: деньги для сжигания, совсем простой лубок, какие-то разноцветные «кубики». Это все кладут на алтари или сжигают. Ходить по такому рынку одно удовольствие. Торгуют практически одни женщины, много пожилых. И такие улыбки!
При сжигании во время празднования Тэт, бумажные фальшивые деньги или одежда, и др. предметы отправляются с дымом прямиком на небеса, к предкам.
Целый день ходили по рынкам. Их в Хюэ множество. Самый большой — за мостом, на другой стороне реки. Пешком минут 20−30. А небольшие разбросаны по всему городу. Донг Ба — самый большой, самый тесный и «недружелюбный». Там цены для туристов завышены в разы на все. Неприятно, и покупать там ничего не хочется. Какой контраст с деревенскими рынками или с небольшими уличными в городе! Новых «стекол» мы в Хюэ не нашли. Нам предлагали по завышенным ценам стекла с рисунками, которые уже есть в коллекции. Для нашего багажа это хорошо, а вот для коллекции — не очень. И лубка нового мы купили немного…
Город Хюэ — один из двух вьетнамских центров по изготовлению настоящих вьетнамских шляп. Конечно, мы, с помощью таксиста, отыскали такую мастерскую. Женщина-мастерица (с одной рукой!) делает так называемые «поэтические» шляпы. Шляпы, на которых просвечивают стихи и фигуры. На основу, сплетенную из листьев, накладывается бумага с вырезанными на ней стихами и картинками. А потом все это «заплетается» еще одним слоем листьев. Если поднести такую шляпу к источнику света, то текст и картинки «проявятся». Конечно, купили у нее несколько шляп. На рынке такие продают дешевле, но ведь мы купили у самого мастера!
Проходя мимо какой-то небольшой лавочки, я увидела несколько масок-шлемов. Подошла, спросила цену. Мужчина средних лет начал демонстрировать мне маски, выделывая передо мной кренделя ногами. Цена мне показалась нормальной. Все, покупаю. Достала деньги, и тут, из магазинного мрака, возникла женщина. Судя по злобному выражению, жена плясуна. Суть ее разговора с мужем я поняла без труда: «Ишь, бездельник, вытанцовываешь тут перед всякими, да еще и продал задешево!» Поскорее отошла подальше. Завтра возвращаемся в Хошимин. Будем окончательно паковать покупки и, наконец, отогреемся. В Хюэ шел дождь и было весьма прохладно. Вера увезет в Москву по максимуму, а я то, что останется. До нового года, Тета, осталось всего сутки.
Город разукрашен цветами и огнями. Все сверкает, многие женщины в национальной одежде (аозай), счастливые дети. И мотобайки, мотобайки — они повсюду, и на тротуарах тоже. Везде раскинуты праздничные базары. Продают, в основном, цветы: орхидеи, хризантемы. Много мандариновых деревьев, цветущих абрикосов и персиков.
Жаль уезжать, но и покупок, и впечатлений уже достаточно.