Отношение к искусству Африки эволюционировало от бессистемного накопления «трофеев», привезенных из походов и экспедиций, через «сбор этнографического материала», иллюстрирующего жизнь «первобытных обществ», — к попыткам серьёзного изучения эстетических систем, свойственных многочисленным этносам и культура континента в разные периоды их истории. В том, что раньше воспринималось как «вообще африканское» искусство, обнаружились различные художественные языки, их развитие и взаимовлияние.
Другой фактор, сильно повлиявший на восприятие искусства африканцев — это период колонизации Африки европейскими государствами (с XIX века по 60-е годы XX века). Последствия этого влияния проявляются по сей день в искажении традиционного искусства спросом на определённые ремесленные изделия, диктате «белого» заказчика, экзотизации элементов повседневной культуры и внедрении западного отношения к авторству, подлинности, уникальности и художественной ценности. Кроме того, в этот период на континент были завезены материалы и художественные техники несвойственные Африке (например, станковая живопись, графика и другие плоскостные виды искусства). Живопись прививалась в рамках благотворительной и просветительской деятельности отдельных европейцев, что приводило к конструированию новых стилей, не имеющих прямых связей с традицией.
В целом современное и традиционное африканское искусство постоянно находится в попытках преодолеть колониальное наследие, обращаясь к нему содержательно и формально. Единственное явление, которое занимает особое положение в этих непростых обстоятельствах, — живопись тингатинга.
Удивительная «глянцевая живопись», которую теперь знают во всем мире, появилась в Танзании, стране в Восточной Африке, благодаря творческому порыву одного человека — Эдварда Саиди Тингатинга (1932/7−1972), «художника поневоле».
В 1968 году он создал собственный художественный язык, впоследствии получивший его имя — тингатинга. Эта живопись не только очаровала многочисленных поклонников, но и фактически положила начало многообразию художественных практик в Танзании, а также повлияла на живопись и дизайн за её пределами.
Сегодня тингатинга — это сложное художественное и социальное явление, которое имеет одновременно черты традиционного, авторского и коммерческого искусства. Так, у этой живописи есть канон, но он весьма податлив, каждый художник свободен в выборе тем и творческом поиске. Художники тингатинга воспроизводят определенный набор сюжетов и мотивов, легко заимствуют друг у друга удачные композиции, не заботясь о «плагиате», но при этом скрупулёзно ставят свою подпись на картинах, следят за тем, чтобы их подпись была уникальна. Тингатинга ориентирована на иностранных покупателей, но, тем не менее, имеет статус национального достояния.
Выставка «ТИНГАТИНГА: весело и страшно» рассказывает о возникновении, становлении и развитии явления, об особенностях его существования, а вместе с тем — о природе, истории, обычаях и традиционных верованиях Танзании. В основе экспозиции — живопись художников второго, третьего и четвертого поколения, в том числе широко представлены знаковые авторы Мохамед Чаринда и Маурус Маликита. Также на выставке можно увидеть произведения мастерской тесно связанного с живописью тингатинга скульптора Джорджа Лиланги, работы которого оказали влияние на современных американских художников. Многие экспонаты снабжены обстоятельными комментариями, в составлении которых приняла участие Агнес Мпата, художница и пресс-секретарь «Кооперативного общества художников Тингатинга» (TACS), у истоков которого стояли первые ученики Э. С. Тингатинга.